Рынки золота

Мировой рынок золота питают три основных источника: текущая добыча капиталистических стран, централизованные запасы, продажи бывших соцстран. Определенное количество желтого металла попадает на рынок как вторичное сырье.

Почти все золото оказывается сразу же в руках посредников — дилеров и только небольшая часть поступает промышленным фирмам. Золотые дилеры — это финансовая аристократия. Погоду на рынке делают около 20-и дилерских фирм. Внутри этой группы выделяются пять фирм, главенствующих на лондонском рынке. Возглавляет клуб банкирский дом Ротшильдов — «Н. М. Ротшильд энд санз, лтд.» Фирма основана в 1804 году и вот уже почти два столетия сверкает фантастическим богатством, поражает воображение крупными финансовыми операциями. Основатель династии начинал карьеру в Германии менялой и дело знал досконально. Уже в 1818 году секретарь австрийского канцлера Меттерниха называл Ротшильдов самыми богатыми людьми в Европе. Но тому предшествовали головокружительные финансовые операции, ставшие в последствии легендами. Например во время наполеоновских войн Ротшильды изловчились переправить через Францию, находившуюся в состоянии войны с Англией, английское золото для поддержки армии Веллингтона. Обманув самого Наполеона было дело не шуточным, но большие деньги в качестве гонорара стоили риска.

Совокупное богатство клана в 70-х годах прошлого века оценивалось почти в 1 млрд. долларов — сумма по тем временам фантастическая. Тогда говорили: в Европе шесть великих держав — Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Пруссия и : Ротшильды.

Каждое утро в лондонском здании банка Ротшильдов происходит традиционная процедура фиксинга — установления ориентировочной цены золота. На фиксинге присутствуют представители «пятерки», председательствует председатель банка Ротшильдов. Они определяют цену, которая балансирует спрос и предложение. Эта цена тут же сообщается во все центры торговли золотом — Нью-Йорка, Цюриха, Парижа, Сингапура, Гонконга и другие.

Возрастающее значение американского рынка и доллара в мировой экономике заставило внести в эту систему изменения: введены дневной фиксинг, приуроченный к началу дня в Нью-Йорке, и котировка в долларах.

Назовем и остальных законодателей цен. Это фирма «Моката энд Голдсмид», входящая в концерн «Стандарт чартеред бэнк». В группу частного не акционерного банка входит фирма «Шарпс, Пиксли лтд.» «Джонс, Матхей энд компани» не торгует золотом, но и через дочернии компании занимается аффинажем и производством полуфабрикатов драгоценных металлов во многих странах мира. Замыкает круг избранных частный банк «Семюель Монтегю энд компани». Отметим, что в настоящее время во главе этих именитых фирм нет ни одного потомка основателей.

К числу золотых дилеров относятся и три швейцарских банка.

Это мощные акционерные банки с широким полем деятельности. Во главе их стоят наемные управляющие, пользующиеся колоссальным авторитетом. Неслучайно их называют «цюрихскими гномами». «Большая тройка» швейцарских банках умело использует стекающиеся со всего мира деньги, не брезгуя связями с контрабандистами и взяточниками.

Швейцарские банки существенно потеснили англичан на рынке золота, отобрали значительную часть первичной покупки золота ЮАР. Они выступают с единой стратегией и тактикой, ни в чем не уступая Лондону, и цена, которую они устанавливают, не менее авторитетна, чем цена, установленная в банке Ротшильдов.

Стабильно функционирует рынок золота в Париже, однако он нацелен в основном на удовлетворение потребностей национальной экономики, тезавраторов.

Есть и много других центров торговли желтым металлом. Отличаются они по типу организации, формам товара и степени легальности. Есть центры транзитного характера, их роль исчерпывается продвижением товара потребителю. Пример — Гонконг. Сюда поступает до 60 т золота в год, но лишь незначительная часть оседает в Гонконге. Основная масса золота перепродается в Японию, Южную Корею, Индонезию, другие страны. Заправляют рынком китайцы, живущие за пределами КНР.

Рассказ о рынках и фирмах будет неполным, если оставить в тени тех, кто питает рынки золотом. Речь пойдет о королях золотопромышленности.

Их имена, как и имени клана Ротшильдов, овеяны легендами. Первыми среди основателей южноафриканской золотопромышленности называют Сесила Родса. Его имя дало название государству — Родезии /Зимбабве/. Первоначальный капитал этому англичанину принесли алмазные копи. Когда был открыт пояс Витватерсранда, Родс в 1887 году обосновал со своими компаньонами фирму «Голд фидз оф Саут Африка», которая и в наши дни выдает на-гора пятую часть южноафриканская золота. Родс владел учредительскими акциями компании и был главным администратором. Ежегодный доход Родса составлял до 400 тыс. ф. Ст. Впоследствии он отказался от учредительских акций и обменял их на обыкновенные на сумму 1300 тыс. ф. Ст. В конце XIX века не каждый мог даже вообразить эту колоссальную массу денег.

Сказкой в реальности можно назвать начало карьеры другого короля — Барни Айзеса, впоследствии сменившего фамилию на Барнато. Как и Родс, он родился в 1853 году, но… лондонское гетто. Был клоуном, искателем приключений и в конце концов фортуна улыбнулась ему — он разбогател на алмазах. В 1888 году он прибыл в «Иоганнесбург консолидейтед инвестмент компани». Акции компании шли нарасхват, имя бывшего клоуна произносилось с придыханием. Когда Барнато вернулся в Лондон, мэр устроил в честь выходца из гетто банкет. О чем еще можно было мечтать? Однако финал жизни Барнато оказался драматичным. Он сошел с ума и свел счеты с жизнью самоубийством. Фирма, основанная им, процветает и ныне.